Можно ли составить протокол на сотрудника полиции

Что если вас остановил полицейский на улице: комментарии эксперта

Можно ли составить протокол на сотрудника полиции

Как избежать штрафа и не загреметь в участок за выход из дома в условиях самоизоляции?

Ни один полицейский не может выписать штраф — это не в его компетенции. Сотрудник МВД может составить только протокол, однако это не означает, что гражданин уже в чем-то виноват, отмечает политолог и колумнист «Реального времени» Карина Горбачева.

Между тем в интернете гуляют десятки видео, где правоохранители скручивают гуляющих граждан и заталкивают в служебный автомобиль, применяя наручники, газовые баллончики и другие девайсы. Горбачева, рассматривая статью 20.6.1.

КоАП РФ, в сегодняшней авторской колонке рассказывает, как вести себя в подобных случаях и что говорит российское законодательство на сей счет. Также она объясняет, как будут сниматься ограничения с людей.

Пока одни добропорядочные граждане отсиживаются дома, другие, рискуя своим кошельком и здоровьем, выходят на улицу.

Не все сталкиваются при этом с проверяющими должностными лицами, но у тех, кто с ними все же встречался, опыт разный: кто-то получает штраф, кого-то полицейские забирают в отделение, предварительно скрутив, а кто-то рассказывает о спокойной беседе без каких-либо протоколов. Возникает вопрос: в чем «секрет успеха»? И почему не все граждане, на которых составили протоколы, получили штраф?

Кто составляет протокол

Во-первых, до определенного времени оформлять протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1. КоАП РФ, сотрудники полиции попросту не могли.

Это регламентировано статьей административного кодекса 28.3.

«Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях», по которой этим правом наделены сотрудники МЧС и региональные чиновники, если руководитель региона утвердил такой список.

Так, в Башкирии еще 3 апреля 2020 года Указ главы Республики Башкортостан от №УГ-133 этим правом наделил сотрудников длинного перечня органов власти: Министерства здравоохранения, Министерства земельных и имущественных отношений, Министерства лесного хозяйства, Министерства молодежной политики и спорта, Минэкологии, Минсельхоза, Министерства семьи, труда и социальной защиты, Госкомитета по делам юстиции, Госкомитета по жилищному и строительному надзору, Госкомитета по строительству и архитектуре, Госкомитета по торговле и защите прав потребителей, Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству, Госкомитета по чрезвычайным ситуациям, Инспекции Гостехнадзора и даже Управления ветеринарии.

С 12 апреля правительство РФ составило перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы за нарушение части 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ. Фото Ильи Репина

В Татарстане подобный документ был подписан президентом Республики Татарстан 6 апреля.

Согласно его Указу №УП-224, это чиновники из Министерства экологии и природных ресурсов, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Министерства транспорта и дорожного хозяйства, Министерства лесного хозяйства, Министерства труда, занятости и социальной защиты, Госкомитета по тарифам, Госкомитета по биоресурсам, Госалкогольинспекции, Инспекции ГСН, Управления Гостехнадзора, Комитета по охране объектов культурного наследия.

Сотрудник полиции мог оформлять протокол по ст. 6.3., но не по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Как отмечал глава «Апологии протеста» Алексей Глухов, проверку граждан полицейский проводил вместе с региональным чиновником.

В некоторых регионах полиция составляла протоколы по статье 6.3 на граждан, которые не находились на карантине и не получали именного постановления об этом.

С 6 апреля судебные дела по таким случаям начали прекращать в Казани в связи с их малозначительностью. А 20 апреля первый российский штраф по ст. 6.3.

, назначенный уфимцу Руслану Шарифуллину, который не был на карантине, опротестовала прокуратура. Дело было прекращено по причине отсутствия состава правонарушения. Кроме того, была нарушена подсудность — дела по ст.

6.3 должен был рассматривать районный суд, а не мировой судья.

С 12 апреля Правительство РФ все-таки составило перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы за нарушение части 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.

Теперь таким правом наделены кроме сотрудников МЧС полицейские, сотрудники Росгвардии, Росжелдора, Росатома и Роскосмоса, пожарные.

С подробным перечнем должностных лиц можно ознакомиться в распоряжении Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N975-р.

Следует понимать — это то, что ни один сотрудник полиции, МЧС и другое уполномоченное лицо не может выписать человеку штраф. Фото Рината Назметдинова

Вину не признаю, правонарушение не совершал

Как же снизить вероятность получения штрафа при нахождении вне дома в новых условиях?

Первое, что следует понимать — это то, что ни один сотрудник полиции, МЧС и другое уполномоченное лицо не может выписать человеку штраф.

В сознании граждан укоренилось ошибочное представление, что составление протокола об административном правонарушении обязательно подразумевает наложение штрафа.

К счастью, это не так: полицейский может составить лишь протокол о возможном правонарушении, а вот было ли оно действительно совершено, будет решать суд. Praesumptio innocentiae (презумпция невиновности) в Российской Федерации действует не только в уголовном, но и в административном праве.

А значит, каждый, на кого составлен протокол, считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом. Об этом и о том, что никто не обязать доказывать свою невиновность, прямо сообщает ст. 1.5 административного кодекса.

Важно отметить, что ст. 5 Федерального закона №3 «Закон о полиции» обязывает сотрудника полиции при обращении к гражданину назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию свое служебное удостоверение.

Кроме того, в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции должен разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Также стоит иметь в виду, что, согласно ст.

8 «Закона о полиции», граждане имеют право вести видеосъемку происходящего вокруг них события, которая может быть использована в судебном разбирательстве в случае нарушения их прав.

Юристы напоминают, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ не обязательно свидетельствовать против себя, поэтому можно указать в протоколе «вину не признаю, правонарушение не совершал». Также не стоит заполнять и подписывать пустой бланк протокола.

Можно заявить ходатайства о вступлении в производство свидетеля, защитника, о рассмотрении дела по месту жительства. Если гражданина не ознакомили до оформления протокола с конституционными и процессуальными правами в соответствии со ст. 25.1. КоАП РФ, об этом также стоит заявить в графе «объяснение».

Там же гражданин указывает, куда направлялся, осуществляя свое право на передвижение (за хлебом, в аптеку, к адвокату и т. д.).

Гражданин указывает, куда направлялся, осуществляя свое право на передвижение (за хлебом, в аптеку, к адвокату и т. д.). Фото Рината Назметдинова

Таким образом, встреча с полицией не всегда сулит составление протокола, а составление протокола не всегда приводит к признанию вины гражданина. Следует также учесть, что при рассмотрении дела всегда происходит проверка законности протокола, и если он незаконен, составлен с существенными изъянами, то такой протокол возвращается заявителю.

Постановление по итогу судебного разбирательства бывает двух видов: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу. В первом случае, если речь идет о нарушении статьи 20.6.1 КоАП РФ, минимальное наказание — это предупреждение или штраф в размере 1 000 рублей.

Принятое постановление можно обжаловать в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящую судебную инстанцию.

При любом развитии ситуации гражданам чрезвычайно важно знать свои права. Часто разговор с человеком, разбирающимся в законе, оказывается на удивление коротким и благожелательным.

А если дело доходит до протокола, ему легче отстоять права в суде. Также стоит помнить о вежливом тоне и обязанности выполнять законные распоряжения сотрудников правопорядка.

Судебная практика

21 апреля Верховный суд РФ опубликовал обзор судебной практики по привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.

В частности, в нем говорится о том, что действия гражданина, нарушающие пункты региональных нормативных правовых актов (указов, постановлений, распоряжений региональных органов власти) о введении режима повышенной готовности (например, указ главы Республики Башкортостан №УГ-111) квалифицируются по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ. Указаний на то, что ограничения на передвижения противоречат Конституции, данный обзор не содержит.

Вместе с тем, соответствие Конституции региональных нормативных актов по содержанию устанавливает Конституционный суд РФ. Осуществление мер по борьбе с эпидемиями находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке актов по таким вопросам могут президент, Совет Федерации, Государственная дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, региональные органы законодательной и исполнительной власти.
Осуществление мер по борьбе с эпидемиями находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Фото Ильи Репина

На данный момент иски о признании недействительными отдельных пунктов постановлений регионов о «самоизоляции» подаются в суды общей юрисдикции. В удовлетворении одного из исков, в Брянской области, уже отказано. Запросов же о проверке конституционности актов о режиме «самоизоляции» в Конституционный суд не поступало.

Этапы снятия ограничений

На совещании с президентом Владимиром Путиным глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что разработан проект методических рекомендаций для определений показателей, которые являются основанием поэтапного снятия ограничительных мероприятий.

Если проект утвердят, то снятие ограничений будет проводиться в три этапа.

На первом этапе будут разрешены занятия физкультурой и спортом на открытых пространствах, прогулки с детьми, работа предприятий торговли и услуг определенной площади с соблюдением социальной дистанции.

На втором — разрешат прогулки с членами семьи, открытие объектов сферы торговли и услуг большей площади, но с ограничением одновременно обслуживаемых посетителей, начнут работу образовательные учреждения.

На третьем — откроют места отдыха (парки, скверы) с соблюдением социальной дистанции, работа предприятий сферы торговли и услуг будет без ограничений, будут работать все образовательные организации и гостиницы, общепит.

Решения о снятии ограничений будут приниматься главами регионов по предложению главных санитарных врачей субъектов. Снятие ограничений будет проводиться после оценки текущего эпидемиологического положения, на которую могут понадобиться 1-2 недели.

Решения о снятии ограничений будут приниматься главами регионов по предложению главных санитарных врачей субъектов. Фото Максима Платонова

Проект снятия ограничений предлагает вполне логичную схему выводу страны из режима «самоизоляции». Его утверждение позволит не только сохранить здоровье граждан страны, но и мягко запустить экономику, снизить напряженность в регионах.

Однако если Роспотребнадзор утвердит этот проект, сам процесс снятия ограничений будет зависеть от развития эпидемиологической обстановки в конкретных регионах, а также от слаженности и продуманности действий региональных чиновников, ответственных за ее состояние на местах.

Кроме того, этот проект оставляет возможность главам субъектов возобновлять ограничения при осложнении ситуации.

ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/173598-esli-vas-ostanovil-policeyskiy-kommentarii-eksperta

Как полиция нарушает наши права составляя административные протоколы? Что необходимо знать и как защитить себя

Можно ли составить протокол на сотрудника полиции
Фото взято из свободных источниковобразец протокола, фото взято из свободных источников

Здравствуйте!

Сегодня поговорим о том, с чем мы сталкиваемся не один раз за всю нашу жизнь, а именно с административным рычагом воздействия власти на нас с Вами, а именно путем наложения административного наказания.

Как бывший сотрудник полиции я попробую рассказать все секреты данной меры наказания, как этого избежать и внести законность в действия сотрудников полиции в отношении Вас. Максимально кратко, но емко.

Протоколы по 20.20 КоАП (распитие спиртных напитков):

Как правило, сотрудники полиции составляют подобные протоколы на улице, на людей которые идут с работы и попивают бутылочку горячительного напитка.

Требуйте свидетелей! Мало кто согласится стать свидетелем в данном протоколе, потому что прохожие не видят в этом ничего опасного и их моральное отношение к данному правонарушению не сыграет на руку сотрудникам и люди, скорее всего, откажутся подтвердить данный факт, поэтому сотрудники полиции нередко вписывают в графу «свидетель», в протоколе об административном правонарушении, напарника или друзей, которых на месте происшествия даже не было.

Протоколы по 20.21 КоАП (появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения):

В этом случае нюансов гораздо меньше, главным свидетелем будет факт наличия алкоголя в крови, подтвержденный медицинским прибором.

Однако, есть одно очень большое НО! Главным условием для составления данного протокола должен быть неопрятный внешний вид, оскорбляющий человеческое достоинство и общественную нравственность.

Поэтому, если вы чисты и опрятны, но возвращаетесь домой от друзей немного под «шафе» и на вас захотели составить административный протокол, вспомните, что я написал!

Протоколы по 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) :

Если вы ругаетесь матом на только что пробитое колесо, на очередной яме «только что отремонтированного» асфальта вашего города, и к вам подъехал наряд полиции с желанием составить административный протокол по мелкому хулиганству, помните, что если замечания прохожие вам не делали, а по требованию сотрудника полиции вы прекратили ругаться, составление на вас подобного административного протокола незаконно. Ситуацию с пробитым колесом можно заменить на любую другую, законодатель не запрещает нам ругаться матом, но реагировать на пожелания других граждан и требования сотрудников полиции, необходимо. Это покажет ваше воспитание и поможет избежать административной ответственности. Так же нередко протоколы по мелкому хулиганству составляют на так называемых «сыкунов», нужда которых привела в «кустики», составлять за подобное протокол об административном правонарушении по мелкому хулиганству незаконно, за это не предусмотрено никакой ответственности.

Протоколы по 19.3 КоАП (неповиновение законным требованиям сотрудника полиции):

В данном случае важна неоднократность данных требований. Если подошедший к Вам сотрудник полиции шепотом потребовал что-то от вас, не повторил своих требований, не объяснил причин возникновения данных требований, помните, что составление данного протокола об административном правонарушении незаконно. Такие действия не образуют состава административного правонарушения.

Итог:

Старайтесь защищать себя, не соглашайтесь со всеми записями сотрудников полиции. Не допускайте подписания пустого бланка протокола об административном правонарушении. Сначала его должны подписать все участники, такие как свидетель и сотрудник полиции и только потом уже вы.

В каждом протоколе об административном правонарушении указывается дата рассмотрения данного административного протокола, постарайтесь прибыть ко времени и месту рассмотрения, защищайте свои права перед начальником, рассматривающим данный административный протокол и скорее всего с вами не захотят связываться, а протокол прекратят.

Не отказывайтесь от дачи объяснений, в своем объяснении настаивайте на своей невиновности, не соглашайтесь с доводами и уговорами сотрудников полиции.

Используйте диктофон!Сообщите всем о том, что вы производите фиксацию, это поможет защитить вам свои права и доказать невиновность.

Указывайте замечания в протоколах, любые помарки и не заполненные графы, в каждом протоколе имеется графа под названием «к протоколу прилагается», требуйте от сотрудника полиции что бы данная графа была заполнена при вас, пропишите то же самое в замечаниях, это поможет избежать появления «новых бумажек» в деле об административном правонарушении вас. Так же помните, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен на месте! Что бы доставить вас в отделение полиции для составления административного протокола нужны веские основания! Защищайте свои права, меньше нарушайте, мы должны сами воспитать в себе достойное общество! Берегите себя и своих близких!

Спасибо что дочитали до конца!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f7d736ef89ce9576a12b661/kak-policiia-narushaet-nashi-prava-sostavliaia-administrativnye-protokoly-chto-neobhodimo-znat-i-kak-zascitit-sebia-5f82e2935c2b3403cea069e6

Приказ МВД России от 30.08.2017 N 685

Можно ли составить протокол на сотрудника полиции

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 августа 2017 г. N 685

О ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ

В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , а также пунктом 11 части 1 статьи 12, пунктом 8 части 1 статьи 13, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” приказываю:

——————————–

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2004, N 34, ст. 3529; 2006, N 1, ст. 10; 2011, N 27, ст. 3873; 2015, N 1, ст. 67.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение N 1).

[attention type=yellow]
2. Установить, что должностные лица, перечисленные в пункте 1 Перечня, указанного в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1, 4 и 9 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[/attention]

3. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр генерал полиции Российской Федерации

В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение N 1 к приказу МВД России

от 30.08.2017 N 685

ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пунктах 1 и 79 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять следующие должностные лица:

——————————–

Далее – КоАП.

1.1. В Центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1.1.1. Министр внутренних дел Российской Федерации; первый заместитель Министра, статс-секретарь – заместитель Министра, заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

1.1.2. Начальник департамента; первый заместитель (заместители) начальника департамента; начальник главного управления; первый заместитель (заместители) начальника главного управления; начальник управления; первый заместитель (заместители) начальника управления.

1.1.3. Помощник Министра.

1.1.4. Главный инспектор.

1.1.5. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.2. В Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам:

1.2.1. Начальник главного управления (управления); заместитель начальника главного управления (управления) – начальник полиции.

1.2.2. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.3. В Министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:

1.3.1. Министр внутренних дел по республике, начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации; заместитель министра – начальник полиции; заместитель начальника главного управления (управления) – начальник полиции; заместители начальника полиции.

1.3.2. Оперуполномоченный (начальник, заместитель начальника, старший оперуполномоченный по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, старший оперуполномоченный, оперуполномоченный оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность) .

——————————–

Далее – “оперуполномоченный”.

1.3.3. Должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий.

1.3.4. Должностные лица подразделений организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.

1.3.5. Должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства.

1.3.6. Начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный.

1.3.7. Должностные лица подразделений организации дознания.

1.3.8. Должностные лица управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации .

——————————–

Далее – ГИБДД.

1.3.9. Должностные лица межрайонных подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, экзаменационных, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств.

1.3.10. Должностные лица строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД.

Источник: https://bazanpa.ru/mvd-rossii-prikaz-n685-ot30082017-h3824127/

Мвд россии изменило перечень своих сотрудников, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях

Можно ли составить протокол на сотрудника полиции

С ноября действует новый Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; прежний Перечень более не применяется.

Однако изучение нового Перечня не позволяет однозначно ответить на вопрос: изменилось ли, и каким образом, количество полицейских, которые вправе оформлять протоколы? (приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685).

Дело в том, что структура нового Перечня кардинально отличается от структуры прежнего: раньше каждой должности или группе должностей МВД России соответствовал свой собственный “букет” из административных правонарушений, по которым они могли составлять протоколы.

Например, инспектор по делам несовершеннолетних мог “запротоколировать” такие нарушения, как неисполнение родительских обязанностей, неуплату алиментов, продажу алкоголя ребенку, курение табака в неположенном месте.

Но не вправе был составить протокол, например, по нарушениям при техосмотре автомобилей (хотя сама эта статья – “полицейская”).

А полицейский, который охраняет общественный порядок во время массовых мероприятий, мог “оформить” создание помех голосующим избирателям, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, вандализм в общественном транспорте или управление автомобилем без номеров. Но не смог бы “запечатлеть” в протоколе пьяное вождение, или, скажем незаконный оборот алкоголя.

Существовали, конечно, и “универсалы” – например, оперуполномоченные могли оформлять протоколы вообще по любым “полицейским” составам КоАП РФ.

Однако – во всяком случае – после изучения “корочек” любого сотрудника полиции с помощью прежнего Перечня можно было довольно быстро выяснить, каковы его полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях. А если таковой протокол был вдруг составлен с нарушением этих полномочий, то он терял свою доказательную силу и дело разваливалось (например, постановление ВС РФ от 7 июня 2017 г. № 11-АД17-31).

С новым же Перечнем выяснить объем полномочий конкретного сотрудника МВД России представляется довольно сложным.

Дело в том, что для большинства полицейских новый Перечень априори предоставляет полный набор правонарушений, отнесенных КоАП РФ к полномочиям органов внутренних дел.

Но – с одной важной оговоркой: сотрудники МВД России могут составлять протоколы “с учетом осуществляемых полномочий”.

Вероятно, это значит, что все-таки инспектору по делам несовершеннолетних “не по чину” выписывать протокол за пьяное вождение.

Хотя вдруг нетрезвый водитель везет в машине ребенка? А может ли инспектор по делам несовершеннолетних составить протокол за перевозку ребенка без автокресла? (прежний Перечень этого – абсолютно точно – не позволял).

Наверное, однозначный ответ можно дать после досконального изучения должностной инструкции (регламента) конкретного инспектора, а может быть, – инструкции и служебного контракта, а может быть, – инструкции, контракта и еще каких-нибудь документов. Доступа к которым, конечно, ни у кого – в момент составления протокола – нет.

Очевидно, что если сами сотрудники полиции – есть надежда – способны досконально разобраться в собственных полномочиях, то это почти нереально для лиц, в отношении которых и будут составляться эти протоколы. Что – потенциально – обернется увеличением случаев судебного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, новый Перечень вводит новую процессуальную фигуру на поле оформления протоколов: стажера полиции.

С 31 октября эти лица, по мнению МВД России, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на здоровье, санэпидемблагополучие и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, порядок управления, а равно за нарушения режима пребывания иностранце на территории РФ.

Между тем, право составления протоколов принадлежит, согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, только должностным лицам: то есть осуществляющим функции представителя власти.

Но вот являются ли стажеры полиции должностными лицами? Напомним, что стажер – это лишь будущий сотрудник полиции, его назначают стажером по той должности, на которую он претендует, на период испытания, в целях проверки уровня подготовки.

С ним заключается не контракт о прохождении службы в органах, а всего-навсего срочный трудовой договор с условием об испытательном сроке, и никакое специальное звание ему не присваивается. Правда, во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью.

Но при этом не вправе носить оружие, участвовать в некоторых полицейских мероприятиях, особенно, когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан.

И вообще, не менее 37% своего рабочего времени стажер должен не работать, а учиться: изучать иные нормативные правовые акты, ходить на физкультуру, пробовать вести служебную документацию.

Так все-таки, является ли стажер полиции полноценным должностным лицом в том смысле, который придает ему КоАП РФ?

Кажется, что еще совсем недавно сама полиция склонялась к отрицательному ответу: действующий приказ МВД России от 15 августа 2011 г.

№ 942 “О порядке привлечения стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию” прямо запрещает поручать стажерам самостоятельное составление протоколов об административных правонарушениях.

Очевидно, что с 31 октября данное правило более не действует: lex posterior derogat priori (“последующий закон отменяет предыдущие”).

Источник: https://www.garant.ru/news/1147782/

Приказ МВД России от 30 августа 2017 года № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»

Можно ли составить протокол на сотрудника полиции

Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2017 г. N 48613

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 августа 2017 г. N 685

О ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ

СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ

В соответствии с частью 2 статьи 27.3, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , а также пунктом 11 части 1 статьи 12, пунктом 8 части 1 статьи 13, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” приказываю:

——————————–

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2004, N 34, ст. 3529; 2006, N 1, ст. 10; 2011, N 27, ст. 3873; 2015, N 1, ст. 67.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

1. Утвердить прилагаемый Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение N 1).

[attention type=yellow]
2. Установить, что должностные лица, перечисленные в пункте 1 Перечня, указанного в пункте 1 настоящего приказа, осуществляют административное задержание в соответствии с пунктами 1, 4 и 9 части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[/attention]

3. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр

генерал полиции

Российской Федерации

В.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение N 1

к приказу МВД России

от 30.08.2017 N 685

ПЕРЕЧЕНЬ

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОСТАВЛЯТЬ

ПРОТОКОЛЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пунктах 1 и 79 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять следующие должностные лица:

——————————–

Далее – КоАП.

1.1. В Центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации:

1.1.1. Министр внутренних дел Российской Федерации; первый заместитель Министра, статс-секретарь – заместитель Министра, заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

1.1.2. Начальник департамента; первый заместитель (заместители) начальника департамента; начальник главного управления; первый заместитель (заместители) начальника главного управления; начальник управления; первый заместитель (заместители) начальника управления.

1.1.3. Помощник Министра.

1.1.4. Главный инспектор.

1.1.5. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.2. В Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам:

1.2.1. Начальник главного управления (управления); заместитель начальника главного управления (управления) – начальник полиции.

1.2.2. Должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции.

1.3. В Министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации:

1.3.1. Министр внутренних дел по республике, начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации; заместитель министра – начальник полиции; заместитель начальника главного управления (управления) – начальник полиции; заместители начальника полиции.

1.3.2. Оперуполномоченный (начальник, заместитель начальника, старший оперуполномоченный по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, старший оперуполномоченный, оперуполномоченный оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность) .

——————————–

Далее – “оперуполномоченный”.

1.3.3. Должностные лица подразделений организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий.

1.3.4. Должностные лица подразделений организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.

1.3.5. Должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства.

1.3.6. Начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный.

1.3.7. Должностные лица подразделений организации дознания.

1.3.8. Должностные лица управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации .

——————————–

Далее – ГИБДД.

1.3.9. Должностные лица межрайонных подразделений ГИБДД: регистрационно-экзаменационных, экзаменационных, технического надзора и регистрации автомототранспортных средств.

1.3.10. Должностные лица строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД.

Источник: https://xn--80anwj.xn--j1adp.xn--b1aew.xn--p1ai/Dlja_grazhdan/Pravovaja_pomoshh/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BC%D0%B2%D0%B4-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D1%82-30-%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0-2017-%D0%B3%D0%BE%D0%B4

Протокол на месте. Доставлять правонарушителей в отделение нужно только в крайних случаях

Можно ли составить протокол на сотрудника полиции

Доставка правонарушителя в отделение полиции является исключительной мерой, в большинстве же случаев стражам правопорядка следует оформлять административные протоколы на месте, после чего отпускать нарушителей.

К такому выводу пришел Верховный суд России, рассматривая одно из дел.

В настоящее время полицейские за любую провинность, будь то курение в неположенном месте или справление нужды, стараются доставить нарушителя в участок, где в более комфортных для себя условиях оформить на него протокол.

Кроме того ВС признал, что буйное поведение задержанного не даёт полиции права применять в отношении него спецсредства, в частности, электрошокеры.

Дело в том, что профильный закон даёт полиции право пользоваться ими для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

Во всех же остальных случаях — в отделении полиции, в квартирах, торговых центрах или в парках — применение шокеров в отношении буянов неуместно.

Встать на сторону граждан и немного поумерить пыл некоторых полицейских Верховный суд решил, изучив дело жителя Санкт-Петербурга, оказавшегося в отделении полиции после обычной поездки на такси. Сотрудники ДПС остановили таксиста за отказ пропустить пешехода.

В итоге в участок отправился пассажир, поскольку он, по словам стражей правопорядка, нецензурно комментировал их действия. В отделении задержанный стал требовать выпустить его в туалет.

И делал это так рьяно, что полицейские не придумали ничего лучше, как усмирить его электрошокером.

В результате на мужчину завели дело о мелком хулиганстве, но суд прекратил его из-за отсутствия состава правонарушения.

В решении уточнялось, что вину пассажира доказать не удалось, так как полицейские не нашли свидетелей хулиганства из-за того, что инцидент произошел поздно вечером и на улице совсем не было прохожих.

Ведь хулиганство — это действия, выражающие неуважение к обществу. А если никого не было, то и непонятно, как задержанный умудрился похулиганить.

Оскорбленный пассажир после прекращения дела подал иск с требованием возместить ему моральный вред в размере 300 тысяч рублей за незаконное задержание и применение спецсредств.

Однако Ленинский районный суд Санкт-Петербурга и две последующие инстанции в выплате отказали, пояснив, что раз в ходе процесса по его административному делу действия полиции не были признаны незаконными, то и компенсация не положена.

Верховный суд с такой трактовкой событий не согласился. По общему правилу, доказывать обстоятельства, на которых основываются требования, должен истец.

Однако это не исключает обязанности должностных лиц доказать законность и необходимость административного задержания лица, применения к нему физической силы и спецсредств, а также их соразмерность содеянному с учётом конкретных обстоятельств дела, подчеркнул ВС.

Верховный суд разъяснил, что бремя доказывания правомерности задержания и применения спецсредств к гражданину ложится именно на правоохранительные органы.

Поскольку в противном случае нарушается фундаментальное требование закона о том, что обвинение должно доказывать свою правоту.

При этом суды не должны накладывать на задержанного, оспаривающего действия правоохранителей, «чрезмерное и непомерное бремя доказывания» незаконности действий полиции. ВС рекомендует судьям всеми способами помогать человеку добиться правды в неравном споре с людьми в погонах.

«Это обусловлено тем, что при разрешении споров, связанных с задержанием гражданина сотрудниками полиции и содержанием его в специальных помещениях, гражданин ограничен в возможности фиксации событий и представлении доказательств о данных обстоятельствах, в то время как должностные лица правоохранительных органов такими возможностями располагают. Более того, на них возложена обязанность фиксации и надлежащего оформления документов о совершении гражданами правонарушений и законности применяемых к ним мер воздействия», — поясняет ВС.

Верховный суд также напомнил, что кратковременное ограничение свободы правонарушителя может применяться только в исключительных случаях (часть 1 статьи 27.3 КоАП).

При этом срок административного задержания не должен превышать 3 часа (части 1 и 3 статьи 27.5 КоАП). Тогда как героя этого материала держали в отделении почти на 7 часов.

Кроме того задержанные на срок более 3 часов лица должны быть обеспечены питанием.

Но самое главное — ВС решил, что привлекаемые к административной ответственности лица доставляются в отдел полиции только в случаях, когда протокол о правонарушении невозможно составить на месте.

При наличии возможности установления личности нарушителя, наличии необходимых документов, подходящей обстановки на месте совершения правонарушения (включая погоду) протокол об административном правонарушении составляется на месте его совершения.

В деле пассажира питерского такси каких-либо объективных причин для доставления человека в отделение суды не установили.

Задержанные доставляются в отдел, только если протокол невозможно составить на месте
Что касается применения спецсредств, то закон даёт полиции право пользоваться ими для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций. В рапорте помощника оперативного дежурного указано, что электрошокер к пассажиру такси применили для прекращения буйства в дежурной части. «Такого основания для применения электрошокового устройства Закон о полиции не содержит», — разъяснил ВС.

В итоге судебная коллегия по гражданским делам ВС не признала состоявшиеся по делу решения законными и отменила их. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как Вам это?
Антон Цветков, председатель Общероссийского движения «Сильная Россия»:

— Электрошокер должен применяться сотрудником полиции для личной защиты и для защиты граждан от нападения или противоправных действий правонарушителей, но надо отчётливо понимать, что это не средство воспитания или наказания правонарушителя. Шокер причиняет значительную боль и может быть опасен для здоровья.

Имеет смысл использовать его, когда, например, дубинки уже недостаточно для защиты, но есть возможность остановить преступника электрическим разрядом, а не огнестрельным оружием.

То есть, применение шокера фактически более гуманная процедура, чем применение оружия, надо это помнить и не использовать его необоснованно.

В тоже время сотрудники, применившие огнестрельное оружие в соответствии с Законом, нередко потом имеют серьёзные проблемы и против них заводят уголовные дела.

Многие уже боятся обоснованно применять оружие, так как за это просто можно сесть. Применение электрошокера в этой ситуации — самое оптимальное решение.

По этой же причине следует также активней внедрять в арсенал полиции травматические пистолеты дополнительно к огнестрельному оружию.

Юрий Жданов, генерал-лейтенант МВД, руководитель российской секции Международной полицейской ассоциации, доктор юридических наук, профессор,:

— Действующие нормы права довольно подробно регулируют применение спецсредств. Но, одновременно, невозможно нормативно закрепить все возможные случаи применения.

Поэтому при жалобах граждан необходимо каждый раз внимательно изучать каждую ситуацию и давать ей судебную, либо ведомственную оценку.

С одной стороны, можно согласиться с позицией ВС об избирательности мер при применении электрошокеров и необходимости максимального правового регулирования случаев когда это допустимо, с другой стороны, мои зарубежные коллеги из полиции США, Германии и ряда других стран в подобных случаях чаще применяют боевое оружие, а не электрошокеры. Существует очень тонкая грань, и если ситуацию зарегулировать и передавить у полиции опустятся руки, и защищать нормальных граждан от преступников желание поубавится.

Российская Газета

Источник: http://guardinfo.online/2020/11/16/protokol-na-meste-dostavlyat-pravonarushitelej-v-otdelenie-nuzhno-tolko-v-krajnix-sluchayax/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.