Неисполнение обязанностей опекуна

Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

Неисполнение обязанностей опекуна
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Граждане » Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей

Обязательства, которые закон накладывает на опекунов и попечителей.

Каждый человек, в полной мере обладающий дееспособностью, имеет законодательно закрепленные права и обязанности. Тем не менее, не всегда гражданин способен представлять интересы, положенные по закону, а также осуществлять обязанности в силу возникновения недееспособности.

За такими людьми должен осуществляться уход другими правоспособными лицами. Рассмотрим, что же такое опека и попечительство, какими правами и обязанностями обладают опекуны, а также возможно ли осуществление опекунами обязанностей за вознаграждение.

Что такое опека и попечительство?

Опека и попечительство – это один из типов социальной защиты личности государством, направленный на восстановление способности осуществлять реализацию прав и интересов посредством третьих лиц.
Таких граждан называют опекунами и попечителями. Закон накладывает на них определенные обязательства, которым они обязаны следовать.

Возможность назначения опекунства определяется как для полностью недееспособных лиц, так и частично.

Одной из задач установления опеки над несовершеннолетними служит не только защита интересов, но и должное воспитание.

Опекунство над несовершеннолетними устанавливается:

  • если у ребенка нет родителей или они были лишены прав;
  • если родители детей не исполняют или исполняют не в должной мере свои законные обязанности.

Статьи 32 и 33 ГК РФ определяют понятия опекунства и попечительства:

  • опеку определяют для малолетних детей, а также для граждан, которые являются недееспособными из-за отклонений психического характера;
  • попечительство осуществляется над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, а также над лицами, ограниченными в дееспособности судебными органами.

Как назначаются опекуны и попечители

Статья 35 ГК РФ описывает порядок назначения лиц, осуществляющих уход за недееспособными, а также перечень граждан, не имеющих права быть таковыми.

Часть 1 статьи 35 устанавливает, что территориальный орган опеки в течение одного календарного месяца обязан установить лицо, способное выполнять соответствующие обязательства, с момента получения информации о необходимости принятия таких мер.

Назначение опекуна производится по месту жительства лица, за которым необходим уход. В исключительных случаях опекунство может быть определено по месту проживания самого опекуна.

Любое назначение, проведенное органами опеки, могут обжаловать заинтересованные граждане в порядке, установленным действующим законодательством.

Часть 2 указывает, что опекунство могут оформить дееспособные граждане, достигшие к моменту назначения 18 лет.

Назначение опекунства не может быть проведено в отношении:

  • граждан, лишенных родительских прав;
  • лиц, подвергнутых ответственности за преступления против жизни и здоровья, совершенные умышленным образом.

Назначение может быть произведено только с добровольного согласия физического лица. При вынесении окончательного решения органы опеки учитывают:

  • личные качества лица, планирующего осуществлять уход за подопечным;
  • наличие физической и моральной способностей должного исполнения обязанностей;
  • действующие взаимоотношения между опекуном и подопечным;
  • желание подопечного.

Опекунство и попечительство не назначается гражданам, находящимся в учреждениях, осуществляющих надзор за соответствующей категорией лиц. Это могут быть образовательные организации, структуры здравоохранения, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.

Органы опеки и попечительства

Сфера опекунства и попечительства находится под пристальным контролем органов местного самоуправления. Особо важные вопросы решает глава соответствующего уровня администрации в населенном пункте.

Глава администрации муниципального образования имеет право решить вопрос об установлении опекунства в отношении установленного лица. На основании судебного решения выносится постановление о назначении физического лица попечителем.

Остальные обязанности находятся в ведении структурных отделений администрации населенного пункта:

  • касательно граждан, не достигших совершеннолетия – отделами управления образования;
  • касательно лиц, в установленном порядке признанных недееспособными из-за медицинского заключения по психическому заболеванию – управлениями здравоохранения или органами социальной поддержки населения.

Органы опеки выполняют следующие основные функции:

  • подбор лиц, способных осуществлять уход за детьми;
  • контроль за деятельностью опекунов в отношении соблюдения ими своих обязанностей;
  • оказание помощи и поддержки как опекунам, так и их подопечным;
  • рассмотрение жалоб и принятие соответствующих мер в случае нарушения закона опекуном;
  • при необходимости, обращение в судебные органы с соответствующими ходатайствами;
  • контроль за сохранностью имущества подопечных и осуществление правовой защиты их имущественных прав при возникновении необходимости.

Основные обязанности опекунов и попечителей

Статья 36 ГК РФ регламентирует права и обязанности опекунов и попечителей:

  • добросовестно исполнять возложенные обязательства на безвозмездной основе, кроме случаев, прямо предусмотренных статьей 16 ФЗ № 48;
  • проживать по тому же адресу с лицами, за которыми осуществляется уход (исключение – лицо достигло 16 лет и, по мнению органа опеки, проживание раздельным образом не затронет интересов подопечного, а также отрицательно не скажется на воспитательном аспекте);
  • оповещать территориальный орган опеки при смене места проживания;
  • заботиться о своих подопечных, обеспечивать их уходом и, при необходимости, соответствующим лечением, а также защищать их законные права;
  • внимательно относиться к получению образования и к воспитанию детей в целом.

Осуществление опеки или попечительства на возмездных условиях, выплата вознаграждения

Статья 16 ФЗ № 48 “Об опеке и попечительстве” устанавливает, что опекунство и попечительство должны осуществляться на бесплатной основе, кроме случаев, установленных положениями данной статьи, и Семейного кодекса.

Тем не менее, действуя в интересах несовершеннолетних, орган опеки может составить договор с опекуном на условиях, предполагающих оплату.

Выплата денежного вознаграждения производится за счет:

  • доходов от имущества недееспособного лица;
  • денежных средств иных лиц;
  • финансов бюджета региона РФ.

Помимо этого, граждане, осуществляющие уход за подопечными, имеют право ходатайствовать перед органами опеки о замене денежного вознаграждения правом эксплуатации имущества подопечного, но при условии добросовестного исполнения обязанностей. При этом в договоре указывается структура имущества и срок пользования.

Если исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей должным образом не осуществляется, уполномоченный орган опеки вправе досрочно расторгнуть договор о денежном вознаграждении в одностороннем порядке.

Расторжение возможно и в случаях, когда использование опекуном имущества подопечного значительно затрагивает права или интересы последнего.

Права опекунов и попечителей

Права данной категории граждан закреплены в статье 15 Федерального закона № 48 “Об опеке и попечительстве”.

Часть 1 данной статьи устанавливает разграничение регламентации прав соответствующими нормативными актами:

  • общие права опекунов определяются Гражданским кодексом РФ;
  • права опекунов касательно обучения и воспитания детей, не достигших возраста 18 лет, определяются Семейным кодексом РФ.

Нормы ФЗ устанавливают следующие права, которыми обладают лица, установленные в качестве опекунов:

  • защищать законные права подопечных в любых ситуациях без наличия специального разрешения;
  • быть законными представителями детей в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом;
  • на оказание содействия медицинского, юридического, психологического и педагогического характера при осуществлении опеки за недееспособным гражданином;
  • требовать на основании судебного решения возврата подопечного от незаконного удержания у третьих лиц, в том числе у родителей, усыновителей или иных лиц;
  • самостоятельным образом определять методы и способы осуществления воспитания подопечного с учетом мнения ребенка и органов опеки;
  • выбирать вид образовательного учреждения для должного получения знаний подопечным, форму получения образования и форму обучения.

Дополнительные обязанности, возложенные на опекунов и попечителей

Изменения, внесенные 302-ФЗ с 02.03.2015 года, дополнили исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей новыми требованиями:

  • лоббировать восстановление способности подопечного осуществлять руководство своими действиями и понимать их истинное значение;
  • исполнять свои прямые обязательства с учетом желаний и предпочтений детей, а если их невозможно определить – с учетом данных о предпочтениях недееспособного лица, полученных от родителей, прежних опекунов или иных лиц, осуществлявших уход за подопечным ранее;
  • при возникновении полной дееспособности подопечного ходатайствовать о признании его полностью дееспособным и снятии опекунства.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей

Действующим законодательством определяются меры ответственности для лиц, осуществляющих опеку за недееспособными гражданами, при неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных обязанностей:

  • Часть 1 статьи 26 Федерального закона № 48 устанавливает, что ответственность по совершенным юридически значимым операциям от имени подопечных опекуны несут в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
  • Часть 2 определяет, что весь вред личности или имуществу, который был причинен опекуном, возмещается в соответствии с мерами ответственности за причинение вреда согласно ГК РФ.
  • Часть 3 регламентирует, что органы опеки вправе составлять акты о возмещении убытков при обнаружении фактов неисполнения опекуном обязанностей по охране имущества детей. Весь вред, причиненный в результате таких действий, компенсируется в полном объеме.
  • Часть 4 гласит, что опекуны и попечители несут полную ответственность в рамках уголовного и административного законодательства за произведенные действия или бездействие в отношении лица, законные интересы которого они представляют.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Добрый день. У меня собран весь пакет документов на постоянную опеку. Проживаю по месту прописки мужа, прописана у бывшего мужа. Опека не принимает документы, мотивируя тем, что необходим акт обследования по месту прописки и согласие прописанного там бывшего мужа и его матери. Насколько правомерны действия опеки?

Наталья15.05.2019 00:11

Добрый день.

В целом процесс усыновления регулируют правила, сформулированные в Постановлении правительства РФ №275 от 29 марта 2000 года: «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации».

Необходимо быть готовым к просьбе сотрудников Органов опеки и попечительства предъявить доказательства того, что по этому адресу обратившийся действительно живет. Такими документами могут быть, например, договор аренды жилой площади; квитанции оплаты за услуги жилищно-коммунальных служб и т.п.

Обращаем ваше внимание на то, что акт обследования жилищно-бытовых условий должны делать по месту фактического жительства, но ООП вполне может запросить и аналогичные акты из оставшихся мест, где находится Ваша собственность, поскольку никто не даст гарантии, что завтра Вы не решите переехать по любому из этих адресов.

Коханов Николай Игоревич21.06.2019 09:38

Задать дополнительный вопрос

Обязан ли опекун подавать в суд иск на лишение родительских прав родителей опекаемого? Если опекун этого не сделал, могут ли тогда отменить решение об опеке?

Мельникова Наталья Алексеевна04.03.2019 09:46

Добрый день! В законе не установлена такая обязанность для опекунов. Опекун может, но не обязан подавать такой иск. 

Назарова Евгения Викторовна04.03.2019 13:55

Задать дополнительный вопрос

Да,все верно.

Королев Илья Владимирович05.03.2019 14:27

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdane/ispolnenie-opekunami-i-popechitelyami-svoih-obyazannostej.html

Ответственность органов опеки и попечительства за нарушение прав несовершеннолетних

Неисполнение обязанностей опекуна
Разместил: Московские Юристы Семейное право 17.02.2020

В Российской Федерации над детьми, которые по каким-либо причинам остались без родительского попечения, устанавливается опека или попечительство. В этих целях в стране функционируют такие субъекты, как органы опеки и попечительства, их деятельность, права и обязанности подробно регламентированы законодательством.

Полномочия органов опеки и попечительства объемны и включают в себя в числе прочего выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей .

——————————–

Статья 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве”.

В части вопросов, касающихся прав и законных интересов несовершеннолетних, в соответствии со ст.

121 Семейного кодекса РФ на органы опеки и попечительства возлагается защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных, медицинских, социальных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Необходимо отметить, что сама по себе постановка вопроса об ответственности должностных лиц органов опеки и попечительства за нарушение прав несовершеннолетних, на первый взгляд, противоречит основным целям и задачам деятельности органов опеки и попечительства, поскольку эти органы изначально созданы именно для защиты прав детей, однако правовая действительность указывает на необходимость обсуждения темы.

https://www.youtube.com/watch?v=7LEjtomGxVc

Непосредственно в законодательстве, регулирующем деятельность органов опеки и попечительства, закреплено, что вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) органов опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством .

С учетом большого объема полномочий указанных органов этот вред может быть разным, включая причинение имущественного ущерба от выдачи незаконного разрешения на отчуждение имущества подопечного, а также моральный вред, связанный с неправомерным изъятием ребенка из семьи, равно как и наступление тяжких последствий при оставлении ребенка в условиях, угрожающих его жизни и здоровью.

——————————–

Статья 28 ФЗ “Об опеке и попечительстве”.

Вопросы, связанные с изъятием ребенка из семьи либо оставлением его у неблагополучных родителей, на протяжении последних лет вызывают споры. Так, название статьи О.

Кузнецовой “Органы опеки и попечительства – это инструмент по защите прав детей или по изъятию их из семьи?” наглядно характеризует эту дискуссию.

Автор полагает, что одной из причин неэффективной деятельности органов опеки и попечительства является так называемый “человеческий фактор” – низкий уровень подготовки специалистов органов опеки и попечительства или халатность при выполнении должностных обязанностей, безразличие и корысть .

——————————–

См.: Кузнецова О.В. Органы опеки и попечительства – это инструмент по защите прав детей или по изъятию их из семьи? // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 3. Вып. 2. С. 47, 48.

В настоящее время правоприменительная практика позволяет вести речь об уголовной ответственности специалистов органов опеки и попечительства – таковая имеет место в связи с наступлением тяжких последствий в отношении жизни и здоровья ребенка в результате бездействия органов опеки и попечительства при наличии оснований для отобрания несовершеннолетнего у родителей.

По приговору Заринского городского суда Алтайского края от 25 сентября 2018 г. главный специалист администрации Заринского района осуждена по ч. 2 ст. 293 УК (“Халатность”).

Ей назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком два года с лишением права заниматься деятельностью, связанной с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, сроком на два года.

Судом установлено, что осужденная достоверно была осведомлена о том, что ребенок в возрасте одного месяца оставлен матерью полностью на попечение престарелой злоупотребляющей спиртным женщины, ранее лишенной родительских прав, находился в антисанитарных условиях без питания и средств гигиены.

Ввиду категорического отказа матери ребенка получить бесплатное детское питание и отсутствия средств для приобретения такового ребенка кормили смесью, непригодной для младенца, однако специалист органов опеки и попечительства, лично посетив семью, пришла к выводу о том, что нет оснований для отобрания мальчика из семьи.

Двухмесячный ребенок фактически умер от голода ровно через месяц после составления акта обследования жилищно-бытовых условий семьи с выводами о том, что его жизни ничего не угрожает. Сигналы сотрудников медицинской организации о бедственном положении ребенка в семье специалистом органа опеки и попечительства были проигнорированы .

——————————–

Приговор Заринского районного суда Алтайского края. Дело N 1-57/2018.

Четырьмя годами раньше 10 февраля 2014 г. Кузьминский районный суд г. Москвы вынес Постановление в отношении специалиста районных органов опеки и попечительства, признав ее виновной по ч. 2 ст.

293 УК и освободив от уголовной ответственности на основании Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 декабря 2013 г. N 3500-6ГД “Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации”.

При рассмотрении уголовного дела в суде было установлено, что специалист органов опеки и попечительства игнорировала неоднократные сигналы об опасном положении двух годовалых девочек-двойняшек в семье, где умерла мать, а отец непрерывно употреблял спиртное.

В результате безразличного отношения отца к детям они были оставлены на неделю в запертой квартире, одна из девочек умерла от голода и жажды, вторая в тяжелом состоянии была доставлена в больницу .

——————————–

Постановление Кузьминского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2014 г. по делу N 1-132/14.

Оставление малолетнего ребенка без воды и питания, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра влечет непосредственную угрозу его жизни и здоровью, в связи с чем при таких обстоятельствах несовершеннолетнего следует незамедлительно изымать у родителей.

Об этом прямо говорится в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г.

N 44 “О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав”.

Фактически только эти основания для отобрания детей у родителей отражены в официальном документе. В остальных случаях органам опеки и попечительства необходимо руководствоваться требованиями ст.

77 СК, в соответствии с которой при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органу опеки и попечительства следует немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может стать основанием для вынесения органом исполнительной власти субъекта Федерации либо главой муниципального образования акта о немедленном отобрании ребенка и об изъятии его из семьи, в соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.

Понятие “угроза жизни и здоровью ребенка” носит оценочный характер, что вполне очевидно – ситуации, в которой может оказаться ребенок в семье, заранее непредсказуемы.

Соответственно, невозможно законодательно предусмотреть все случаи, в которых ребенка нужно срочно забирать у родителей, спасая тем самым его от гибели, равно как выработать универсальные критерии для оценки реальности угрозы жизни и здоровью ребенка при нахождении его в семье.

Такую оценку может дать только специалист на основании объективно установленных фактов, своего внутреннего убеждения, а также профессионального и личного опыта. И это не только специалист органов опеки и попечительства, но и прокурор, оценивающий на предмет законности постановление об отобрании ребенка, поступившее в прокуратуру в соответствии с требованиями ст.

77 СК; прокурор, принимающий решение об утверждении обвинительного заключения по уголовному делу о халатности в действиях (бездействии) сотрудника органов опеки и попечительства при оставлении ребенка в семье в случае наступления тяжких последствий для несовершеннолетнего и поддерживающий государственное обвинение в суде.

Это также и судья, рассматривающий по существу уголовное дело о халатности сотрудника органа опеки и попечительства. Оценочный характер ситуаций, связанных с отобранием детей у семьи, напрямую влечет неоднозначность практики привлечения сотрудников органов опеки и попечительства к уголовной ответственности по ст. 293 УК.

Так, 15 февраля 2018 г. Козельский районный суд Калужской области вынес оправдательный приговор в отношении главного специалиста отдела охраны прав детства администрации муниципального района “Козельский район”, которая обвинялась по ч. 2 ст. 293 УК.

Суд пришел к выводу, что у органов опеки и попечительства не было достаточных оснований для изъятия из семьи мальчика, погибшего от рук отца, и наступившие последствия в причинно-следственной связи с бездействием специалиста органа опеки и попечительства не находятся.

Мать ребенка ранее была убита отцом, за что тот был осужден и отбывал наказание в местах лишения свободы. После освобождения он забрал ребенка из семьи опекунов для того, чтобы воспитывать сына самому.

На протяжении двух лет, предшествующих убийству мальчика, в правоохранительные органы и в органы опеки и попечительства регулярно поступали сообщения об избиении ребенка отцом.

Однако мальчик всегда старался защитить родителя, в беседах с представителями органов опеки и попечительства уверял, что у него в семье все в порядке, это дало суду основание для вывода о том, что подсудимая не могла предвидеть наступление столь тяжких последствий, как убийство ребенка. Суд второй инстанции, рассмотрев апелляционное представление государственного обвинителя, оставил приговор без изменения .

——————————–

Приговор Козельского районного суда Калужской области. Дело N 1-1-9/2018.

Анализ практики привлечения сотрудников органов опеки и попечительства к уголовной ответственности по ст. 293 УК в связи с несвоевременным отобранием ребенка у родителей позволяет сделать выводы о том, что вопрос о наличии либо об отсутствии в действиях (бездействии) специалиста признаков состава преступления, предусмотренного ст.

293 УК, напрямую связан с достоверно установленными фактами поступления в органы опеки и попечительства информации о нахождении ребенка в семье в опасном положении до того, как наступили тяжкие последствия для несовершеннолетнего.

Следующим моментом, который необходимо оценивать, является достаточность и своевременность мер, принятых сотрудником органа опеки и попечительства в пределах своей компетенции для защиты прав ребенка.

Вести речь о наличии оснований для привлечения специалиста органов опеки и попечительства к ответственности по ст.

293 УК можно только при указании в его должностных обязанностях на возможность инициирования процедуры отобрания ребенка у родителей, при достоверной осведомленности специалиста о нахождении ребенка в семье в условиях, угрожающих его жизни и здоровью (неполучении этой информации в предусмотренных законом случаях), непринятии необходимых мер для защиты прав ребенка и наступлении именно в связи с этим тяжких последствий, таких как смерть ребенка, совершение в отношении его преступления.

Пристатейный библиографический список

1. Кузнецова О.В. Органы опеки и попечительства – это инструмент по защите прав детей или по изъятию их из семьи? // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 3. Вып. 2.

Читайте ещё по этой теме:

М.Б. Мельникова

Источник: https://kmcon.ru/articles/jurist8/otvetstvennost-organov-opeki-i-popechitelstva-za-narushenie-prav-nesovershennoletnih.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.