Заботиться о младших это право или обязанность

Содержание

Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

Заботиться о младших это право или обязанность
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Семейное право » Статьи по алиментам » Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей по семейному кодексу

Опыт нашей команды по воспитанию и содержанию детей по семейному кодексу более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию

До того момента, как ребенку не исполнится 18 лет, все расходы на его содержание ложатся на родителей.

В соответствии с действующими принципами и нормами права, в обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей входит не только обеспечивать духовное, физическое и интеллектуальное развитие своих детей, но и содержать их в материальном плане. До того момента, как ребенку не исполнится 18 лет, все расходы на его содержание ложатся на родителей.

Вам необходима помощь специалиста по семейным делам?

Конституционные обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей

Материальное обеспечение ребенка всем необходимым – основные обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей. Данная норма также нашла свое отражение в главных законодательных положениях нашей страны.

В частности, в соответствии со ст.80 СК РФ обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей являются традиционными, и потому государство отмечает преимущество данного обязательства.

Данная обязанность означает, что до того момента, как ребенку не выполнится 18 лет, и он не станет формально совершеннолетним, его родители обязаны обеспечить его потребности в питании, отдыхе, лечении, развлечениях и одежде.

При этом данная обязанность является добровольной, что означает, что на родителей никто не оказывает давления и принуждения.

Стоит отметить, что порядок и форму содержания ребенка определяют сами родители. К примеру, между ними может быть заключено соглашение о материальном обеспечении ребенка с указанием конкретных сумм, которые будут выделены ему на обеспечение всех основополагающих потребностей.

Помимо семейного законодательства, обязанность по обеспечению детей также закреплена в Конституции РФ. Ст.38 ч.

2 прямо указывает на обязанность родителей заботиться о собственных детях, и обеспечивать их всем необходимым, в том числе и в материальном плане.

При этом стоит обратить внимание на то, что государство контролирует, как родители исполняют свои обязательства перед детьми, и в случае нарушения прав ребенка, жестко реагирует на конкретные факты.

Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

Обязанности родителей по содержанию несочершеннолетних детей регламентируются в соответствии с основными законодательными актами и нормативами нашей страны. Соответствующие положения имеются как в Семейном Кодексе, так и в Конституции.

При этом предусмотрено, что все обязанности по содержанию ребенка ложатся на его родителей в равных объемах, и при этом ни один из родителей не имеет права освобождать от данного обязательства второго.
Что касается порядка и формы предоставления содержания ребенку, то они определяются самостоятельно родителями.

В частности, между ними может быть заключено соглашение об уплате алиментных выплат, регламентируемое главой 16 СК РФ.

Подобные договоренности не могут быть устными, и потому подлежат обязательному заверению у нотариуса и составлению в письменной форме. Если же в какой-то момент один из родителей начинает игнорировать возложенные на него обязательства, то в таком случае соглашение может быть признано ничтожным, а второй родитель получит необходимые обстоятельства для обращения в судебные инстанции.

Кроме того, соглашение может прекратить свое действие в том случае, если будет установлено, что оно каким-то образом нарушает права ребенка и не соответствует его интересам.

Стоит также отдельно выделить обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей.

Если ребенок имеет ограничения в осуществлении трудовой деятельности по достижению им 18-летнего возраста, то его материальное обеспечении не остается на попечении его родителей.

Также материальное обеспечение после совершеннолетия ребенка будет возложено на его родителей в тех случаях, когда он находится на обучении стационарного дневного типа.

Нарушения родителями норм содержания детей

Ст.60 СК РФ предусматривает, что каждый ребенок имеет право на достойное содержание со стороны своих родителей или опекунов. Но к сожалению, далеко не всегда родители заботятся о своих детях в материальном плане.

Особенно это касается тех ситуаций, когда родители ребенка находятся в разводе, и один из них выплачивает алименты в соответствии с заключенными в процессе развода соглашениями.

После того, как родители разрывают свои отношения, они по-прежнему обязаны обеспечивать материально своего ребенка. Но, как показывает практика, чаще всего те родители, которые не проживают со своими детьми и на которых возложена обязанность по алиментным платежам, нарушают права своего ребенка и игнорируют возложенные на них обязательства.

При столкновении с отказом (прямым или формальным) второго родителя на содержание ребенка, первый родитель имеет право обратиться в суд за помощью.

В соответствии с нормами, действующими в отношении прав ребенка, суд начнет производство, в процессе которого будет вынесен вердикт, обязующий родителей выплатить всю задолженность по алиментам.

Если после вынесения вердикта ситуация не поменяется, то в таком случае против нарушителя могут быть применены гражданские и уголовные механизмы регулирования ответственности родителей перед детьми.

Отказ родителей в содержании детей

Одной из основополагающих обязанностей родителей касательно их детей является их обеспечение на материальном уровне. И даже если родители фактически не проживают вместе, и между ними нет никаких отношений, то это не должно сказываться на содержании детей.

В соответствии с основными государственными нормами, основанием для алиментной обязанности родителей может выступать:

  • Наличие между ребенком и его родителями родственной связи, которая подтверждена в установленном законом порядке;
  • Если между родителями заключены договоренности по алиментам, заверенные и подтвержденные ими обоими и завизированные нотариусом;
  • Если ребенок не достиг совершеннолетия. В таком случае он будет признан нетрудоспособным, и вся материальная подоплека его содержания будет являться обязанностью его родителей.

Отказаться от содержания ребенка родители не имеют никаких прав. Единственное исключение будет сделано в том случае, если в процессе судебных разбирательств, будет установлено, что у ребенка имеется другой биологический родитель.

При этом, закон не дает возможности родителям отказаться от содержания детей даже в тех ситуациях, когда они не имеют постоянного дохода. Если же алименты не будут поступать, то суд имеет право ограничить права родителя по отношению к ребенку, и может привлечь его к гражданской или уголовной ответственности.

Соглашение родителей об уплате алиментов

Говоря об алиментных платежах, многие люди представляют себе длительные судебные тяжбы, которые сопровождаются большими нервными и финансовыми затратами. В некоторых ситуациях это полностью соответствует действительности.

Но если родители не желают подобного развития событий, то в таком случае они имеют возможность мирно договориться между собой, и установить основные правила по материальном обеспечению ребенка.

Речь идет об алиментном соглашении. В соответствии с требованиями закона, между родителями ребенка может быть заключен договор, в котором будут прописан порядок выплаты ребенку алиментных платежей. Единственное условие заключается в том, что данное соглашение должно быть добровольным, и иметь регистрацию в нотариальной конторе.

При этом стоит отметить, что договор может регулировать не только финансовую сторону вопроса. В нем могут быть пункты, предусматривающие порядок общения второго родителя с ребенком, а также способы контроля за тем, чтобы алименты дошли до ребенка и были потрачены на его нужды в соответствии с его потребностями.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/alimenty/obyazannosti-roditelej-po-soderzhaniyu-detej.html

Права и обязанности родителей в области образования – законы и нормативные акты

Заботиться о младших это право или обязанность

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

Конституция 

Конституция Российской Федерации устанавливает общие положения об образовании, которые действуют на территории всей страны. Этому посвящена статья 43. 

Пункт 1. Каждый имеет право на образование.Пункт 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.Пункт 3.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.Пункт 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.Пункт 5.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Что это значит

В Конституции право на образование признано естественным и неотъемлемым в числе других прав и свобод человека. Образование можно получать бесплатно на конкурсной основе — даже в вузах. Конституция отмечает, что ребёнок должен освоить как минимум 9 классов школьной программы. В обязанности родителей по воспитанию и образованию детей входит это обеспечить. 

Федеральные государственные образовательные стандарты, которые упоминаются в пятом пункте, представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до высших учебных заведений.

Их можно сравнить с нормативами в спорте или ГОСТами для продуктов. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ.

Иначе говоря, Стандарты — это фундамент образовательного процесса.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта:

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности. 

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность соблюдать правила

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся. 

Право родителей школьников выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право родителей в школе получать информацию

Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте.

Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ.

Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право родителей участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Право защищать интересы ребёнка

Родители могут отстаивать права обучающегося методами, не противоречащими нормам права и морали. 

Источник: freepik.com / @Pressfoto

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создаётся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

                                                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы.

Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия.

Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории.

Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа отказывает хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам.

На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность.

Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Резюме

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций. 

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы. 

Если права ребёнка и родителей в школе нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру. 

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/prava-i-obyazannosti-roditelej-v-obrazovanii

Права и обязанности школьника: что запрещено ученикам? Защита интересов детей

Заботиться о младших это право или обязанность

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Обязанности школьника

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы: оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.

Права учителя

Учитель, согласно положениям Устава школы, есть следующие права:

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

При нарушении прав школьника необходимо письменно оформить жалобу на имя директора школы. Если данная жалоба будет проигнорирована, обучающийся со своими родителями (законными представителями) может обратиться в департамент образования или в прокуратуру, а затем в суд. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/prava-uchenika.html

Классный час

Заботиться о младших это право или обязанность

Цели:

  • Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.
  • Показать единство прав и свобод.
  • Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.
  • Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.
  • Развивать мышление и воображение.

Цели для учащихся:

  • Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.
  • Понять, что обязательный человек – это успешный человек.

План занятия

  1. Обобщение понятий “права” и “обязанности” школьника.

  2. Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни)

  3. Решение кроссворда по теме занятия.

  4. Обязательный человек – это успешный человек (заключение)

Ход урока

1. Сообщение темы и цели классного часа Тема нашего классного часа “Права и обязанности школьников”

– Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: “Что люди могут делать и чего не могут делать?”, “Что они обязаны делать и чего не обязаны?”, “На что они имеют право и на что не имеют?” Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Работаем под девизом “Вместе дружно, а врозь – хоть брось”

Как вы понимаете эти слова?

2. Обобщение понятий “права” и “обязанности” школьника.

– Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право?

Право – это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

– Где права, там и обязанности. Что значит – обязанности?

– Обязанность – это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

– В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

– устав школы

– Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

– Как вы думаете, права – отдельно, обязанности – отдельно?

(-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности)

– Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя

Самая маленькая форма государства – это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.

Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • право на жизнь
  • право свободно выражать свои взгляды и мнения
  • право на образование
  • право жить с родителями
  • право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших
  • не обсуждать поступки родителей с посторонними

Психогимнастика “Выйти к свету”

– А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца.

И вдруг вдали мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь.

И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

– Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)

– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)

– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

Работа с ситуациями(- Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

– Вспомните, что иногда случается на уроках.

(- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)

– А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

– Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

– Посмотрите, как это можно изобразить.

(- Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)

(- На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)

(- разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)

(- Кто имеет право ограничить ваши права)

(- правила законопослушных людей)

Ответы на вопросы.

1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.

2. Знают взрослые и детиПрава нет важней на свете.В школе, ВУЗе, ПТУ

Я всегда его найду.

3. У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::

4. У всех есть право на…,Я маму так свою люблю.Люблю братишку сорванца

И очень я люблю отца.

5. Вот, к примеру, право…Как же им не дорожить.Она прекрасна и сложна,

Она нам всем нужна.

-Обязательный человек – это успешный человек (заключение)

Итог урока.

– Обязанность – обязательный человек – это какой человек? (Ответы детей).

– Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт – трудовой договор или договор о выполнении устава училища.

– После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.

Источник: https://infourok.ru/klassnyy_chas_prava_i_obyazannosti_uchaschihsya.-382208.htm

Права и обязанности ребенка в семье – Психологос

Заботиться о младших это право или обязанность

Права ребенка – это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного “права ребенка” не существует, как в принципе никаких естественно присущих “прав” нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся – и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка. Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки – убери. Можешь помочь маме – помоги.

Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки.

У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется – избаловать.

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети. Смотри видео «Перед судом равны все»

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» – Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» – Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать – работать ему или нет. «Это моя жизнь!» – Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов “Пупс”, “Младший ученик” и “Старший ученик”.

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности.

Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может ать.

То есть он конечно может ать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание “Младший ученик”. В отличие от Пупса, он может уже всерьез ать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться.

А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу.

С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус “Старший ученик”. У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав – он может уже гулять один.

Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только ать, но и выносить предложения на ания: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить.

А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное – он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми… Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?

А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» – и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы – конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел.

У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок “Дела дня”, куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить “Дневник чтения”, постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку.

Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.

Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: “Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?” Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал.

Я решила, что это неправильно, и стала действовать!Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня.

Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом. Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана.

Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным – в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.

Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: “У нас в семье такое правило – кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего”. Ваня задумался…

И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: “А кто сегодня будет за старшего?” Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!”. Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.

Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/prava-i-obyazannosti-rebenka-v-seme

Дети не должны «растить» своих младших братьев и сестёр

Заботиться о младших это право или обязанность

В семье, где есть ребёнок старше пяти лет, рождение второго сопровождается рядом обязанностей, возложенных не только на родителей, но и на первенцев.

Нет ничего плохого в том, чтобы родители иногда обращались к старшим детям за помощью в некоторых вопросах относительно ухода за малышом (просили принести что-то, развлечь малыша, посидеть с ним, пока мама в ванной и т.д.).

Тем не менее, если обязанности выходят за допускаемые границы, и старший брат или сестра чрезмерно вовлекается в процесс воспитания младшего братика или сестрички, такая ситуация является неприемлемой.

Разумеется, существуют некоторые убеждения, согласно которым старшие братья и сёстры по возможности должны максимально участвовать в воспитании младших братьев и сестёр, например, поколение наших родителей утверждает, что они именно так и выросли.

Люди даже говорят, что это естественно и приветствуют, когда братья и сёстры растят друг друга, облегчая жизнь своим родителям.

Однако, на самом деле ситуация гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, поэтому следует взглянуть на происходящее с позиции старшего брата или сестры.

Появление на свет нового члена семьи всегда означает новую, непривычную и даже стрессовую ситуацию для всех.

Сильнее всех этим важным событием может быть задет первенец (он больше не будет находиться в центре внимания своих родителей, будет чувствовать себя проигнорированным или, возможно, недолюбленным, захочет снова стать маленьким и т.д.).

Когда на плечи ребёнка возлагаются обязанности «старшего брата», ситуация становится ещё более сложной и трудно переносимой. И хотя 5-6-летний ребёнок не будет испытывать отторжение по поводу рождения братика или сестрички, тем не менее, в некоторых случаях его реакция может быть весьма неожиданной.

Психолог Франсуа Долто заявляет, что начиная с 5-6 лет, ребёнок может лично захотеть, чтобы у него появился братик или сестричка. Он будет хотеть заботиться о нём лучше, чем его родители.

В этот момент, как утверждает психоаналитик, родители должны быть предельно осторожны, потому что существует риск отвлечь первенца от его собственной жизни, которая должна проходить в кругу сверстников, обладающих схожими с ним интересами и занятиями, таким образом, он не должен преждевременно примерять на себя роль родителя, так как это совершенно неуместно в столь раннем возрасте.

Мать и отец должны рассказать и объяснить старшему брату или сестре, что только они являются родителями для каждого ребёнка в их семье, который является для них неповторимым.

И действительно, каждый ребёнок, рождённый в любой семье, уникален для своих родителей, ввиду своего возраста и своих потребностей. И удовлетворить эти потребности, до определённого возраста, могут только родители.

Разумеется, старшие братья и сёстры, а также близкие родственники могут оказывать свою помощь, поддержку, сотрудничество. Но это не должно становиться их обязанностью, долгом.

Решением для мамы, в случае, если старший ребёнок настаивает на том, чтобы позаботиться о малыше, являются следующие слова: «Хорошо, сегодня я разрешаю тебе». Но без того, чтобы это стало оправданием для мамы, а также вошло в привычку и стало повседневной обязанностью старшего ребёнка.

Представляем вашему вниманию несколько причин, почему старшие дети не должны растить и чрезмерно нянчиться со своими младшими братьями или сестрёнками:

1. Возраст и степень зрелости. Даже если старший ребёнок достаточно взрослый для того, чтобы позаботиться о себе, это не означает, что он готов к тому, чтобы под его наблюдением находился его младший брат или сестра, а также к тому, чтобы иметь дело с непредвиденными ситуациями, которые могут возникнуть в отсутствие родителей.

2. Ребёнок не должен брать на себя роль родителя. Попросить старшего ребёнка помочь вам по дому либо с младшим братиком или сестрёнкой, если это происходит иногда, – абсолютно нормальное явление.

Но во всём должен быть предел. Старший ребёнок не должен чрезмерно помогать матери, возлагая на себя роль родителя.

А если он и вовсе будет по несколько раз в неделю оставаться в качестве нянечки с малышом, очевидно, на него будет оказано слишком много давления.

3. Существует слишком много обязанностей. Любой родитель согласен с тем, что важно научить ребёнка ответственности.

Однако, если это подразумевает ежедневный уход за младшими братьями и сёстрами, в таком случае родители упустят из виду одну чрезвычайно важную вещь – все дети имеют право прожить своё детство свободно, даже если они и являются старшими детьми в семье.

Навязывание обязанности всегда заботиться о своих младших братьях, за счёт наличия у первенцев свободного времени, может вызвать у них обиду, а также долговременную напряжённость в их отношениях с младшими братьями и сёстрами.

Кроме того, родители должны знать, что ребёнок не всегда может справиться с «родительскими» обязанностями, а чувство вины будет неизбежным и чрезвычайно навредит ему, если ситуация выйдет из-под контроля. Риски огромны.

4. Старшему ребёнку важно знать, что его мнение имеет значение. Родители должны интересоваться, как чувствует себя старший ребёнок, когда он заботится о своих младших братьях или сёстрах. Ему необходимо знать, что его мнение и чувства имеют значение, и что его не заставят делать то, что ему не нравится, или с чем он не сможет справиться.

5. Роль родителя должны возлагать на себя исключительно сами родители. Старшие дети не обязаны облегчать вашу родительскую работу.

Они могут помочь вам, при этом вся ответственность лежит именно на вас, как на родителях, и никто не может взять её на себя вместо вас, справиться с ней лучше, чем вы.

И потом, старшие дети тоже нуждаются во внимании, заботе, любви, даже если они уже достаточно самостоятельны по сравнению с младшим ребёнком, который нуждается в вас больше.

Наши дети так быстро взрослеют, что мы обязаны подарить им счастливое и незабываемое детство, вместе с их братьями и сёстрами, с обязанностями, которые будут им под силу, таким образом, помогая им вырасти уравновешенными и уверенными в себе людьми.

Источник: cafe-psychologique.md

Перевод: Mamaplus.MD

Источник: https://mamaplus.md/ru/interview/deti-ne-dolzhny-rastit-svoikh-mladshikh-bratev-i-sestyor

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.